Учреждение образования "Белоозёрский государственный колледж электротехники"

Память и боль белорусского народа

О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

Историческая память – нравственный стержень общества, укрепляющий связь между поколениями в условиях глобальной нестабильности.

Геноцид – форма массового насилия, которую ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем:

  • убийства членов этой группы;
  • причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членом такой группы;
  • принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
  • насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Политика геноцида

За годы Великой Отечественной войны Беларусь потеряла около 3 млн жителей.

Разрушено 209 из 270 существовавших до войны городов и поселков городского типа.

Разрушено 9 200 сел и деревень:

  • 628 деревень уничтожено со всеми жителями;
  • 4 667 – с частью населения.

Вывезено на принудительные работы в Германию около 400 тысяч человек.

Общий ущерб народному хозяйству Беларуси составил 75 млрд рублей (в ценах 1941 г.).

Концентрационные лагеря — места массового заключения и физического уничтожения людей по политическим, расовым, религиозным и  другим признакам.

Создавались в Германии и на оккупированных территориях после прихода к власти нацистов в 1933 г.

Наиболее крупные — Освенцим, Майданек, Треблинка, Тростенец, Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен.

В Беларуси действовало более 260 концентрационных лагерей смерти, их филиалов и отделений.

Аушвиц или Аушвиц-Биркенау (Освенцим) (Польша) 4 млн
человек
Майданек
(Польша)
1,5 млн человек
Треблинка
(Польша)
800 тысяч человек
Тростенец
(Беларусь)
206,5 тысячи человек
Озаричи
(Беларусь)
20 тысяч человек

На территории мемориального комплекса «Детям – жертвам войны» установлен камень, на котором выбит текст предсмертного письма 15-летней девочки, Кати Сусаниной.

Данный комплекс, первый на территории Европейского континента, посвященный детям-жертвам войны. Сегодня установлены имена и фамилии только 15 из 1990 вывезенных детей

Начало и конец письма 15-летней девочки Кати Сусаниной

12 марта 1943 г.

Март, 12, Лиозно, 1943 год. Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот…

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,— и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,— сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!…

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина…

Мое сердце верит: письмо дойдет.

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №… Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года.

Согласно Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 г.), нашим гражданским долгом является сохранение исторической памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Статья 15 «государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

Статья 54 «проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь».

Материалы, которые можно просмотреть/скачать

Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны